Ягода Ne Malina. Как из домашнего производителя стать ведущим игроком на рынке клубничных букетов.

2020 год несмотря на свою симметричную привлекательность заставил многих бизнесменов сначала «разбрасывать камни, а потом их собирать». Царь Соломон – автор этой фразы в Книге Екклесиаста имел в виду, что «всему свое время». Так и многие предприниматели решили, что 2020 год был не самым подходящим временем для бизнеса.
Многие, да не все. Знакомьтесь, Алина Дядькова, владелица бутика ягодной флористики Ne Malina. В узком кругу – ягодная королева, в широком – предприниматель, который вышел из 2020 года победителем.

— Алина, для тебя именно 2020 год стал удачным? Или твоя бизнес-концепция с самого начала была успешной?

— Я выбрала нишу «клубника в шоколаде» в 2018 году и в то время мою бизнес-концепцию можно было бы описать разными эпитетами, но только не словом «успешная». Тогда я купила франшизу. Через два часа после того, как перевела деньги, увидела еще одну франшизу и приобрела и её тоже. За первую, конечно, средства вернуть не удалось.

Приехали представители бренда «Ягода», обещали, что в ближайший месяц, учитывая количество праздников, можно будет сделать выручку в миллион рублей. Но достаточно быстро пропал не только их энтузиазм, но и они сами, оставив меня с размытыми представлениями, куда идти дальше. Не знаю, как я выжила с выручкой в 40 000 рублей. По сути, их франшиза была «успешным успехом» и набором красивых картинок, но и на этом мне удалось просуществовать какое-то время.

— Про клубнику – это осознанный выбор? Хотя, учитывая, что ты купила сразу две франшизы, не особо…

— Никогда бы не подумала, что меня будут называть ягодной королевой. Я мечтала о масштабном и каком-то «серьезном» бизнесе. Я не знала правил выбора ниши, да ничего особо не знала… Случай сыграл важную роль в этой истории. Знакомый, у которого однажды я покупала подобный букет, продавал свой бизнес. У меня не ладилось на работе в то время, я позвонила ему узнать стоимость продажи. Но он продавал дорого, поэтому случилась вся эта история с франшизами. А вообще, мне показалось это несложным. И денег надо было не много для старта. Франшиза стоила 150 000 рублей и на открытие тогда ушло не больше 40 000 рублей.

— Если всё «вернуть взад», купила бы опять франшизу?

— Я обеими руками за франшизу, особенно если это первый бизнес. Ты покупаешь чужой концентрированный опыт. Ну и чувство, что ты не один и кто-то знает, как надо. Есть ведь много франшиз, проверенных временем и рынком. Нужно смотреть: сколько точек, звонить франчайзи и узнавать так ли все хорошо, пройти клиентский путь, посмотреть, как работают менеджеры, как выстроена воронка продаж. Франшиза не равно успех. Работать все равно придется, просто будет инструкция. Хотя можно просто не угадать с трендом. Например, магазины, где стоят бочки с мармеладом. У них высокая маржа, низкие первоначальные затраты и понятная бизнес-модель. Но сливки сняли только первые, сейчас они на каждом углу и прибыльность просела. Понятие франшизы у нас слегка опошлено, но это отличная возможность старта без нервов.

Какие три совета дала бы человеку, который собирается открыть бизнес по франшизе?

1.Никогда не переводи деньги
физическому лицу и всегда
составляй договор.

2.При работе с документами
обязательно консультируйся у
юриста.

3.До открытия своего бизнеса
сначала поработай с коучем и
«почини голову».

— А для кого этот бизнес? Кто покупает букеты из клубники?

— Наверное, я сейчас не уточню нашу целевую аудиторию. Потому что покупают все: и дедушки бабушкам, и мамы детям, и бизнес-партнеры коллегам. Бывают большие корпоративные заказы. Бывают огромные тайные букеты. Наверное, чаще всего сладкий букет мужчина дарит женщине. У этого бизнеса однозначно «человеческое лицо». Каждый заказ – маленькая история жизни.

 

— Расскажи о самых необычных заказах в твоей практике.

— Конечно, была классическая история с аллергией. Девушке подарили 101 клубнику, а у нее непереносимость. Были моменты, когда заказ доставляли не тому человеку и приходилось искать выходы из ситуации. Частенько случается, что парень не знает точное имя девушки, которой он заказывает букет. А самые трогательные моменты, это когда папы выбирают букеты для дочек.

— В какой момент случилось осознание, что это не те масштабы и в чем была точкой роста?

— Всё изменилось в карантин, когда я ваяла букеты дома и поняла, что спрос есть даже в карантин и кризис. А еще я приняла, что у меня классный бизнес, а не «какая-то там клубника». В начале 2020 четко поняла, что иду не туда. Начала учиться, собирать знания, изучать нишу и нюансы бизнеса, прописала планы и стратегии. В июне 2020 сделала ребрендинг. В итоге «Ягода» стала «Ne malina». В этот же период перевожу производство из ангара в цокольное помещение. В июле предпринимаю первую попытку найти инвестора. В декабре вижу помещение мечты в центре города и за 48 часов нахожу инвестора. С этого момента начинается совсем другая история моего бизнеса, моего нового бренда!

— То есть в последний месяц года ты «взорвала чарты»?

— Когда всё начиналось, франчайзи уверяли меня, что никаких разрешительных документов не нужно. Многие работают дома и не заморачиваются. Когда я решила перейти на новый уровень – в начале 2020 года – то занялась первым делом оформлением необходимой документации. Схема такая: открываешь ИП, заказываешь технические условия на продукцию, сдаешь продукт в лабораторию, получаешь декларацию. Кухня должна соответствовать ХАССП. Найти такое помещение проблемно. Это два входа и отдельный санузел. И раз в квартал Роспотребнадзор приходит брать пробы. Когда увидела такое помещение, поняла – звезды сошлись. Раньше я не считала нужным что-то фиксировать. Выручка была 40 000 – 50 000 рублей. При марже 50 %. Разовые платежи составляли 2000 – 3000 рублей. За счет этого картина была размыта. Плюс я сама тоже работала, нанимать было не на что, да и страшно. Сегодня ежемесячные 200 000 рублей – это минимум. В компании все заняты своим делом: кондитер на производстве, курьер на доставке. План на этот квартал 3 млн.

 

— У тебя ведь в этот период появился инвестор, что там за история?

— С инвестициями смешно получилось. На курсе по бизнесу было задание – разослать всем знакомым предложение инвестировать, даже если не нужны деньги сейчас. Я искала 500 000 рублей просто так, чтобы проверить спрос. И удивилась реакции. Она была как позитивной так и негативной. Но я переборола страх “что обо мне подумают” и в итоге, когда мне действительно было надо, то повторила это с легкостью.
Это так странно – сначала ты зарабатываешь в найме 30 000 рублей менеджером среднего звена, а потом ищешь 10 млн. Этому размаху нужно соответствовать внутренне. Никаких рамок! Никаких границ! Иметь понятную бизнес модель и протестированный спрос. Инвестиции – очень интересная тема, но это риск. И инвестор должен его принимать. Мне было чуть проще, у меня уже был работающий бизнес и понятный продукт, на который есть спрос. Кстати, инвестором оказался мой клиент. Увидел в инстаграме мой запрос на поиск инвестиций и написал мне.

 

— Какие нюансы нужно учесть до того, как стать «воротило» клубничного бизнеса?

— Те, кто работает неофициально должны быть готовы к тому, что рано или поздно могут получить штраф в размере до 500 000 рублей, потому что это незаконно. Это первое и самое важное, ведь речь о пищевом производстве. Есть компании, которые работают только под праздники, кстати, такой вариант тоже уместен, но это не для меня. Второе – сам продукт – клубника. Этот продукт скоропортящийся, живет всего сутки, нельзя наготовить впрок. Летняя доставка – это всегда немного волнительный момент. В жаркие дни, а в Сочи таких достаточно не только летом, букет может подтаять. Заблаговременное планирование прибыли тоже исключено – цены на клубнику постоянно скачут. Я знаю цену только вечером на утро. Но может быть такой резкий скачок! На день матери фура с клубникой сломалась и не приехала. На весь сочинский рынок было 10 ящиков по 2 500 рублей за килограмм. В обычные дни 2 500 рублей – это ящик 5 килограмм. Но есть плюсы, которые перекрывают все сложности этой ниши – эмоции! Я посредник по доставлению радости. Это очень заряжает. Прежде всего, на успех.

 

подпишитесь на рассылку

и получайте свежие новости первыми!